Ленивый Доктор (doktoryuga) wrote,
Ленивый Доктор
doktoryuga

Category:

Броня крепка и танки наши такие танки.

Т-72. Первый советский основной боевой танк.
Его предшественник Т-62 был последним средним танком. Хотя де факто уже являлся основным.
По сути "основной" это то и значит, что основной. Других типов танков просто и не стало за их ненадобностью. Легкие танки были заменены на всякие БМП, а тяжелые упразднили как класс. Поскольку средние танки подошли к такому рубежу, что увеличение их массы и вооруженности не приводило к значимому улучшению защищенности и боевых качеств.
А Т-72 и сейчас продолжает нести свою службу как в России так и в десятках стран, куда он поставлялся еще со времен СССР. Его прямым наследником является танк Т-90, а не Т-80 как многие думают. Т-90 в некоторых модификациях судя по фоткам внутри 1 в 1 Т-72 :-)



Экипаж танка 3 человека.
Наводчик, механик водитель, командир....за подробностями в википедию :-)




Благодаря экспозиции музея УВЗ я смог посидеть и в этом танке :-)
Ну что хочется сказать о своих ощущениях. ЭТО КРУТО!...но тесно :-D

На место мехвода я просто не залез. Ноги длинные :-D Как оказалось кресло механика находилось в "походном положении - и полностью залазить то и не надо было - до шеи только, хотя и так я залезть не смог



Причем, что интересно,  у мехвода "центральное" расположение люка и если ствол орудия находит в центральном положении - то водила просто не может выбраться из танка. Поэтому правила эксплуатации предписывают в походном положении ствол всегда поворачивать на 10-12 градусов влево. (кстати эпизод, что мехвод не мог выбраться из танка по причине неправильно расположенного ствола орудия - был в первой серии Танкового биатлона.)





Кстати в отличие от Т-34 - с места мехвода практически не реально попасть в башню.
вид "назад" с места мехвода.


Отсутствие такой простой вещи как зеркала заднего вида (что есть на многих образцах западной бронетехники) - не позволяет двигаться танку задним ходом без привлечения мехводом кого то еще из экипажа - что бы тот ему командовал куда ехать.

Место наводчика - наиболее интересно с точки зрения стороннего наблюдателя, во многом благодаря наличию на нем прицельного механизма. Места тут уже побольше...хотя "в ширину" я влез с трудом.

Слева место наводчика. по центру казенная часть ствола и стопор вертикального привода ствола (красный).


Что характерно прицел, как и механизмы горизонтального вращения башни и герметизации погона башни - все работает.
А вот вертикальный ход пушки - заблокирован стопором.
К слову - само по себе поднятние ствола или вращение башни в ручном режиме  - очень легкая операция - крутилка "крутится" легко, но когда дело доходит до необходимости за некоторый норматив повернуть на 180 градусов башню  - вот тогда становится реально сложно...




Вообще после Т-34 - обилие всяких кнопочек, переключателей, стопоров, рычажков, крутилок, лампочек - реально вводит в ступор. Понимаешь - это тебе не так просто "навел-выстрелил-попал" - тут важно взаимодействие всех этих механизмов, да еще и членов экипажа.




Место наводчика в полной красе.
Справа прицел, сразу под ним переключатель (крутилка) типа боеприпасов. В самом низу рукоятка управления с кнопочками спуска для пулемета и пушки. - вообще кнопочек спуска для орудия на месте наводчика в разных местах штуки 3 или 4. По центру вроде как лазерный дальномер. Ниже - крутилка башни в горизонтальном направлении (для поднятия башни крутилка глубже.).
Рядом индикатор положения башни относительно корпуса танка. Слева по центру управление радиостанцией. С самого низа слева - крутилка для герметизации погона башни.



Вообще прицел вот он кстати - вынутый из танка :-)




Место командира самое скучное....если бы не наличие станины для пулемета и мааааленькой башенки с ним. Которую нужно вращать вручную, крутится она не очень тяжело.
Место командира расположено чуть выше места заряжающего - поэтому в высоту тут помещаться сложнее. Зато "в ширину" места немного больше.
Вообще эргономика Т-72 значительно более продумана чем в Т-34, тут уже не так страшно влететь в что то головой...по крайней мере с стоячем положении, в движении без шлема там конечно делать нечего.

Взгляд на казенную часть орудия со стороны командира




Управление механизмом подачи снарядов и радиостанция - у командирского блока радиостанции есть так же режим "внешней" связи.


вид в триплекс



Тут лично для меня стало открытием что "ручное заряжание пушки" это на самом деле не то что я представлял - в ручную запихивать снаряд и заряд в пушку (хотя и это можно делать - см. танковый биатлон) - это просто кручение рукой очередной "крутилки" при отказе автоматики заряжания - крутишь крутилку, при этом ничего не таская руками - а пушка заряжается :-)

А это я в ствол заглянул :-)


Кстати откат орудия на самом деле штука страшная. Стоит какой то части тела попасть на траекторию отката - ее разбивает в ноль, в крошево - голова, рука, нога - не важно. Особо везучие умудрялись лишаться лишь зубов. Поэтому одно из основных правил техники безопасности в танке во время стрельб - ВСЕГДА следить за своим телом и ничего не сувать на траекторию...


Т-72 на сегодня танк устаревший, это нужно понимать. Сравнивать его с последними модификациями Абрамса или Меркавы - не совсем корректно.
Причем устаревший он не столько по характеристикам брони, или вооружения. Устаревший он в плане электроники управления, систем обнаружения целей и активной защиты.
В ходе Иракской операции американские войска практически не понесли потерь от действий Саддамовских танков Т-72 - поскольку их устройства наведения, обнаружения, захвата цели, активной защиты - значительно превосходили оные у танков Т-72. Но в то же время гибли от мин и действий расчетов РПГ-7 ничуть не хуже любых других танков :-)

Впрочем многое конечно решает экипаж...ведь практически слепые и вооруженные более слабой пушкой Т-34-76 благодаря умению экипажей - громили вражеские "пантеры" под Курском. Преимущество пантер перед Т-34 были примерно такие же как у Абрамсов против Т-72...(утрирую я тут конечно маленько, но не сильно)

Некогда секретная инструкция :-)


Пожалуй по внутреннему устройству танка Т-72 все :-)
Впереди еще нас ждет немного музея и его экспонатов. Или ну их нафиг? :-))
Tags: Нижний Тагил, военное, музей, танк, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment